О модуле подготовки фармацевта-аналитика

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЯ

«ФАРМАЦЕВТ-АНАЛИТИК» 

Кафедра фармацевтической химии как самостоятельная кафедра организована  в 1953 году. В 1953 году заведующим кафедрой по конкурсу был избран доцент Бабич Саломон Хафимович. В это время коллектив кафедры состоял из заведующего кафедрой, доцента С.Е. Бабича и преподавателей М.А. Бакеновой, З.М. Золотавиной и Е.Т. Тегисбаева. В дальнейшее развитие кафедры большой вклад внесли профессора А.С. Бейсенбеков, Э.М. Бисенбаев, доцент Р.А. Жубаева, старший преподаватель Н.В. Борисова, ассистенты Г.П. Кокорина, Р.М. Кенбаева.

С 1969 по 1979 годы кафедрой заведовал доцент Есболган Тегисбаевич Тегисбаев, кандидат фармацевтических наук, организатор здравоохранения и высшей школы КазССР, ветеран труда. В 1979 г. Е.Т. Тегисбаев по решению правительства КазССР стал первым директором филиала АГМИ в городе Шымкенте.

С 1979 по 2008 г.  кафедрой заведовал доктор фармацевтических наук, профессор Бейсенбеков Алимхан Сабекович.

В настоящее время кафедрой заведует доктор химических наук, профессор Омарова Роза Амиржановна, выпускница химического факультета КазНУ им. аль-Фараби.

Омарова Роза Амиржановна — Зав. модулем «Фармацевт-аналитик», профессор, доктор химических наук

Под её научным руководством ведутся фундаментальные научные исследования по заявленным темам МОН РК, действующие с 2009 по 2011 гг.

С 2011 г.  кафедра сформирована в модуль подготовки «Фармацевт-аналитик».

Заседание модуля «Фармацевт-аналитик»

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 

В условиях образовательной системы в нашем университете действует политика в области обеспечения качества, которая  ориентирована на:

— обеспечение прежде всего образовательных услуг на уровне требований международных стандартов;

— внедрение системы менеджмента качества ISO 9001:2000 на базе интеграции образования, науки, современных информационных, медицинских и фармацевтических технологий;

— участие в разработке приоритетных и прикладных научных исследований;

— развитие инфраструктуры университета с использованием новейших технологий.

Для развития такой системы в управлении качеством образования наш модуль ведет целенаправленный подход к интеграции образования путем привлечения студентов в проблемные научные тематики, разрабатываемые  и в дальнейшем реализуемые на практике. Образовательный качественный подиум может быть также достигнут с постепенным повышением уровня знаний сотрудников.

В этом и заключается наша прирегатива.

Вся учебно-методическая работа модуля направлена на обеспечение учебного процесса в целом на государственном, русском и английском языках и удовлетворение спроса специалистов для практической фармации. В соответствии с современными требованиями высшей школы постоянно повышается уровень преподавания учебных базовых и элективных дисциплин модуля по уровням подготовки «Бакалавриат», «Магистратура», «PhD-докторантура», соответственно разрабатываются методические и дидактические приемы их преподавания. Основные преподаваемые базовые дисциплины модуля по специальности «Фармация» (бакалавриат): неорганическая химия (1 курс), аналитическая химия (2 курс), органическая химия (2 курс), физколлоидная химия (2 курс), общие методы исследования и анализ лекарственных средств (3 курс), фармацевтическая химия (4 курс). Основные преподаваемые базовые дисциплины модуля по специальности «Технология фармацевтического производства» (бакалавриат): теоретические основы неорганической химии (1 курс). Разработаны учебно-методические комплексы (УМК) по базовым дисциплинам «Общие методы исследования и анализ лекарственных веществ» для студентов 3 курса, «Фармацевтическая химия» для студентов 4 курса; по элективным дисциплинам «Физико-химические методы в фармации» для студентов 3 курса, «Контроль качества и стандартизация лекарственных средств»  для 5 курса, «Фармацевтическая терминология» для студентов 2 курса, «Получение и исследование лекарственных веществ» для студентов 4 курса. Элективные дисциплины модуля по специальности «Фармация» (магистратура): валидация и внедерние правил GMP (1 курс), моделирование молекул лекарственных средств (1 курс), стандартизация лекарственных средств (1 курс). Элективные дисциплины модуля по специальности «Технология фармацевтического производства» (магистратура): общие методы выделения алкалоидов из растительного сырья (1 курс), основные направления и перспективы создания лекарственных средств (1 курс). Основные преподаваемые базовые дисциплины модуля по специальности «Технология фармацевтического производства» (магистратура): новые технологии производства химико-фармацевтических препаратов и антибиотиков (1 курс). По специальности «Технология фармацевтического производства» для уровня подготовки «PhD-докторантура» ведется преподавание  базовой дисциплины «Новые технологии и исследование состава и структуры лекарственных препаратов» (1 курс).

В связи с постепенным переходом учебного процесса на новую кредитную технологию обучения начали внедряться новые механизмы управления и проведения учебных мероприятий, в основу которых заложены принципы менеджмента качества.   Для непрерывного улучшения качества предоставляемых образовательных услуг,  модуль  руководствуется принципами системы менеджмента качества, установленными международным стандартом ISO 9001 в условиях возрастающей конкуренции, глобализации и интернационализации рынка:

— Ориентация на потребителя;         — Системный подход к управлению;

— Лидерство;                                       — Постоянное улучшение;

— Вовлечение работников;                — Принятие решений на основе фактов;

— Процессный подход;                       — Взаимовыгодное партнерство с поставщиком.

В соответствии со стратегическим планом развития КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова по удовлетворению качества образования учебного процесса модуль  проводит политику, направленную на совершенствование всех видов деятельности, в следующих направлениях:

  1. Подготовку квалифицированных специалистов с высшим образованием;
  2. Непрерывное улучшение качества учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
  3. Расширение сферы научно-исследовательской деятельности модуля как основы для модернизации научно-технической базы для образовательного процесса.

В учебном процессе модуля «Фармацевт-аналитик» используются обучающие программы (образовательная программа по специальности «051103 — Фармация», основанная на компетентностном подходе и составленная по  ГОСО РК 3.08.390—2006). Программа разработана  коллективом авторов: ректором КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова – профессором, д.м.н. Акановым А.А., проректором по УМР – профессором, д.м.н. Есенжановой Г.М. и преподавателями университета Абировой М.А., Устеновой Г.О., Бошкаевой А.К., Саяковой Г.М., Адибаевой Г.К.

Основная работа по выборности студентами элективных дисциплин ведется эдвайзерами. Подготовка траектории элективных дисциплин по специальности  051103 – Фармация ведется модулем «Фармацевт-аналитик» по 36 кредитам. В число выбранных элективных предметов вошли следующие дисциплины: физико-химические методы анализа в фармации; фармацевтическая терминология; контроль качества и стандартизация лекарственных средств; получение и исследование лекарственных веществ.

Активно внедряются интерактивные методы обучения: диалог общения; групповая дискуссия; обратная связь (по ходу занятия задаются вопросы и решаются ситуационные задачи);  лекции и СРСП, сопровождаемые мультимедийной презентацией слайдов.

В соответствии с современными требованиями высшей школы, коллектив модуля постоянно повышает уровень преподавания. Сотрудники модуля по циклу «Высшее образование и Болонский процесс» прошли ФПК в институте повышения квалификации Харьковского национального фармацевтического университета. Многие преподаватели модуля принимали активное участие в разработке Национальной Государственной Фармакопеи Республики Казахстан. C 2008 года многие сотрудники модуля принимали участие в семинарах по повышению квалификации в рамках университетских стратегических программ «Инновационные технологии в медицинском образовании», «Школа молодого лектора», на которых рассматривались вопросы по изучению основ медицинской информатики, психологии, казахского и английского языка. В 2011 году сотрудники модуля и студенты 5 курса участвовали в Международной научно-практической конференции «Фармацевтическая практика: интеграция науки, образования и производства, посвященная 30-летию 1 м/б аптеки г. Алматы в рамках 60-летия фармацевтического факультета КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова» РК, г. Алматы, КазНМУ, июнь 2011.

Участники международной научно-практической конференции «Фармацевтическая практика: интеграция науки, образавания и производства, посвященная 30 – летию 1 межбольничной аптеки г. Алматы, в рамках 60 – летия фармевтического факультета КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова» РК, г. Алматы, КазНМУ, июнь 2011

В декабре 2011 г. в г. Ташкенте состоялась научно-практическая конференция «Интеграция образования, науки и производства в фармации», в работе которой сотрудники модуля принимали открытое участие с двумя докладами.

ПС модуля организовала встречу производственных обеъединений, общественных объединений, фармацевтических компаний по чествованию юбиляра доктора фармацевтических наук, профессора Бейсенбекова А.С. (70-летие и  40–летие его трудовой деятельности) и провела конференцию «Мои года – мое богатство».

Модуль «Фармацевт-аналитик» активно принимал участие в работе научно-практической конференции «Инновационные технологии в фармации», посвященной 70-летнему юбилею доктора фармацевтических наук, профессора К.У. Ушбаева в рамках 80-летия КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, РК, г. Алматы, КазНМУ,
сентябрь 2010 г.  Под редакцией нашего модуля выпущены материалы научно-практической конференции «Инновационные технологии в фармации», посвященной 70-летнему юбилею доктора фармацевтических наук, профессора К.У. Ушбаева в рамках 80-летия КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова.

С участием модуля «Фармацевт-аналитик» организована международная научно-практическая конференция «Фармация: современное состояние, достижения и перспективы, посвященная 80 – летию КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова», РК, г. Алматы, КазНМУ, декабрь 2010 г. Изданы под редакцией модуля «Фармацевт-аналитик» материалы международной научно-практической конференции.

ППС модуля посетил семинар «WINTER SCHOOL», посвященный памяти академика Бахия Атшабарова, РК, г. Алматы, КазНМУ, февраль 2011. г.

Заочное участие принимали в работе:

1) XV Юбилейной международной научной конференции «Здоровье семьи — XXI век», Spain-Torremolinos.  Russia – Perm, 30 апреля – 07 мая 2011 года;

2) 2-ой международной телеконференции: «Фундаментальные науки и практика». Томск. 2010 г.;

3)   ХХV Чугаевской конференции по координационной химии. Суздаль, 6-11 июня 2011 г.;

4)  I Всероссийской заочной научно-практической конференции «Перспективы развития современного научного знания. Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011.;

5) Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе: интеграция фармацевтической науки и практики», посвященная 60-летию фармацевтического факультета КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова в рамках «Дни Университета» (3 декабря 2011 года):  Алматы, 2011.

6) Научной конференции «ДЕНЬ НАУКИ-2011», студентов и молодых ученых, посвященный 20-летию независимости РК, г. Алматы КазНМУ, апрель 2011 г.;

7) II Международной Казахстанско-Российской конференции по химии и химической технологии (28 февраля – 2 марта 2012 г., г. Караганда, Казахстан);

8) Круглого стола «Итоги реализации программы «визитинг-профессор»»  (10 декабря 2011 г., институт им. Бахия Атшабарова);

9) Студенческой научно-практической конференции «Молодежь в инновационном обществе», посвященной 70-летию профессора К.А. Абдуллина, проводимой в рамках 20-летия Независимости Республики Казахстан (январь, 2012 г.).

В рамках реализации программы «визитинг-профессор» модулем «Фармацевт-аналитик» организованы мастер классы для студентов 2,3,4,5 курсов фармацевтического факультета. Тематические лекции и семинарские занятия по программе «визитинг-профессора» Е.Н.Кирилловой –  ГБОУ ВПО Санкт-Петербургской Государственной химико-фармацевтической  академии (Россия) на период с 03 декабря по 12 декабря 2011г. рассчитанные на бакалавриат, студентов 2  курса по специальности 051103 «Фармация».

Большое внимание уделяется учебно-профессиональной практике студентов 4 курса — по фармацевтической химии. Студенты проходят практику в испытательно-аналитических лабораториях, в органах по сертификации лекарственных средств.

Учебными базами модуля являются испытательно-аналитические лаборатории  «Испытательный центр РГП «НЦЭЛС» МЗ РК», АО «Нобел Алматинская Фармацевтическая фабрика».

Учебно-производственная практика студентов на базе АО «Нобел Алматинская Фармацевтическая фабрика»

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 

По заявленным темам МОН РК  действуют с 2009 по 2011 гг. на модуле «Фармацевт-аналитик» грантовые научные проекты:

1. Теоретические основы создания новых соединений гетероциклического ряда на основе беталактамов, обладающих антибиотическим действием» (номер государственной регистрации 0109РК00600). Руководитель проекта, д.х.н., профессор Омарова Р.А.

2. «Квантово-химическое исследование процесса комплексообразования и создание полуэмпирической модели этого процесса» (номер государственной регистрации 0109РК00599). Руководитель проекта, д.х.н., профессор Омарова Р.А.

Потенциальным поставщиком в качестве юридического лица по данным проектам (в соответствии со свидетельством о государственной регистрации) является ДГП «Центр физико-химических методов исследования и анализа»  РГП КазНУ им. аль-Фараби.

Все операционные вопросы по выполнению гранта разрешались через Центр. Годовой отчет представляли на семинаре встреч в Центре Наук о Земле (ноябрь, 2011 г.) в форме устного доклада и соответственно действующим ГОСТам по оформлению грантовых проектов представили отчет в КазГосИНТИ.

С 2011 г. по 2012 г. действует проект, выигранный на внутривузовском уровне на тему «Клинико-лабораторное обоснование лекарственных средств растительного происхождения при лечении и профилактики заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта».

Руководители проекта: к.м.н. Искакова М.К., д.фарм.н. Бошкаева А.К.

Совместная работа велась  на договорной основе с Ташкентским фармацевтическом институтом. Образцы исследований разработаны на базе кафедры технологии лекарственных форм ТашФармИ. Работа проводилась по плану и завершена в срок. Заключительный отчет представлен в соответствии с новыми требованиями межгосударственного стандарта в КазГосИНТИ. Проводились микробиологические исследования и клинико-лабораторное обоснование разработанных лекарственных форм. Проведена врачебная конференция и соответственно на базе стоматологических клиник проведена апробация образцов.

С 2011 г. организована модулем «Фармацевт-аналитик» Республиканская научно-популярная студенческая конференция «Актуальные вопросы современной фармации и фармакологии» (18 марта 2011 г.). С января 2012 г. на базе кафедры микробиологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова проводятся микробиологические исследования по синтезу фермента пенициллинацилазы, продуцируемой бактериями Escherichia coli.

Результаты микробиологических исследований

По одному из грантовых проектов модуля «Клинико-лабораторное обоснование лекарственных средств растительного происхождения при лечении и профилактики заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта» проводится научно-исследовательская работа студентов 2, 3, 4 курса русского и казахского отделений. Тематическим направлением экспериментальных работ студентов является «Разработка лекарственных форм на основе сырья растительного происхождения». На модуле «Фармацевт-аналитик» действует научный студенческий кружок, состоящий из числа 15 студентов. Ежегодно значительное число студентов принимает участие в мини-конференциях модуля, факультетских и университетских этапах научной конференции, посвященной «ДНЮ НАУКИ» КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова и на Республиканской научно-популярной студенческой конференции «Актуальные вопросы современной фармации и фармакологии». В ближайшее время намечается  Второй Международный Форум «Жастар және химия саласындағы инновациялар» (17-18 марта 2012 г., Қ.И. сатпаев атындағы Қазақ Ұлтық Техникалық Университеті, Қоғамдық Бірлестік «Студенттер Химиктер Ассоциациясы»). В Форуме планируется участие студентов 4 курса фармацевтического факультета, работающие в научно-студенческом кружке модуля «Фармацевт-аналитик» на секции 4 «Органикалық синтез және табиғи қосылыстар химиясы».

Модуль «Фармацевт-аналитик» в комплексе перечисленных выполненных и запланированных мероприятий придает большое значение вопросам организации образовательного процесса и подготовке научного потенциала. Переход модуля на новую образовательную систему позволяет определить профессиональные возможности обучающихся с ориентацией на особенности системы фармации; развить творческий потенциал коллектива, инициативу; приобрести навыки культуры общения и делового сотрудничества. В этом направлении модуль работает плодотворно.