О курсе

С 2017 г. курс фармацевтической химии вошел в состав новой кафедры —  кафедры химико-фармацевтических дисциплин.

Предыстория кафедры химико-фармацевтических дисциплин.

Кафедра фармацевтической химии, как самостоятельная кафедра организована  в 1953 году. В 1953 году заведующим кафедрой был избран доцент Бабич Соломон Ефимович. С 1969 года по 1979 год кафедрой заведовал кандидат фармацевтических наук,  доцент Есболган Тегисбаевич Тегисбаев. В 1979 г. Тегисбаев Е.Т. по решению правительства КазССР стал первым директором филиала АГМИ в городе Шымкенте.

С 1979 г. по 2008 г.  кафедрой заведовал доктор фармацевтических наук, профессор Бейсенбеков Алимхан Сабекович. Под его научным руководством  в течение двух десятилетий проводилась научно-исследовательская работа сотрудников по зарегистрированной плановой теме «Применение реакции образования полиметиновых красителей в фармацевтическом анализе лекарственных средств с использованием физико-химических методов определения».

В 2008 году кафедра фармацевтической химии была преобразована в модуль «Фармацевт-аналитик». С начала образования модуля и по октябрь месяц 2016 года, модулем «Фармацевт-аналитик» руководила доктор химических наук, профессор Омарова Роза Амиржановна. Под её научным руководством велись в рамках МОН РК  фундаментальные научные исследования.

Под руководством Омаровой Р.А. совместно с Институтом Стоматологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова с 2012 г. ежегодно проводилась научно-практическая конференция с международным участием «Приоритеты фармации и стоматологии – от теории к практике». С сентября 2016 г. модуль «Фармацевт-аналитик» был переименован в курс фармацевтической химии.

Начиная с октября месяца 2016 года курсом фармацевтической химии заведовал доктор фармацевтических наук, профессор Бисенбаев Э.М. Под руководством Бисенбаева Э.М. активно проводились научно-исследовательские работы студентов, магистрантов и докторантов. В течение 2015-2017 гг. им проведены лекции по стандартизации лекарственных средств для преподавателей модуля «Фармацевт-аналитик» и курсы ФПК для ППС курса фармацевтической химии.

Согласно приказу ректора КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова №496 от 12.09.2017 г. курсы фармацевтической химии, фармакогнозии и химико-токсикологических дисциплин, ранее входивщие в состав кафедры фармацевтических дисциплин, были объединены в состав кафедры химико-фармацевтических дисциплин во главе с заведующей кафедрой Бошкаевой А.К.

На курсе фармацевтической химии имеется 6 штатных единиц:

  • Бошкаева А.К. — доцент, д.фарм.н., заведующий кафедрой химико-фармацевтических дисциплин;
  • Келимханова С.Е. – профессор, д.фарм.н.;
  • Ахелова А.Л. – к.х.н., старший преподаватель;
  • Тургумбаева А.А. – PhD, старший преподаватель;
  • Токтыбекова А.А. – старший лаборант;
  • Маханбетова А.А. – старший лаборант.
  1. Цель курса: формирование у обучающихся знаний о физических и химических свойствах лекарственных средств, фармакопейных методах их исследования, приобретение профессиональных навыков проведения фармацевтического анализа лекарственных средств на этапах разработки, получения, хранения и применения.

Исходя из поставленной цели, в процессе изучения базовых и элективных дисциплин решаются следующие задачи:

  1. В соответствии с прикладным характером фармацевтической химии целью курса является — раскрыть методологию создания и оценки качества лекарственных средств на основе общих и частных закономерностей химико-биологических наук и истории их применения.
  2. Для более четкого представления знания общих теоретических положений в освоении фармацевтической химии, как прикладной науки, в программе выделены два раздела — «Общая часть фармацевтической химии» и «Специальная часть фармацевтической химии». Осуществление их взаимосвязи в изучении предмета фармацевтической химии — лекарственных средств — формирует умение решать профессиональные задачи. В общей части программы излагаются особенности системы, которая необходима для освоения фармацевтической химии, как науки о многообразных лекарственных средствах. В этом разделе даются, на основе истории развития в создании лекарственных средств, общие принципы оценки их качества, формы и содержание организации процесса работы по получению, производству, анализу и обеспечению качества выпускаемых лекарственных средств.
  3. В специальной части программы фармацевтической химии приведены группы и отдельные лекарственные средства, изучение которых необходимо для формирования профессионального кругозора, ориентации в номенклатуре лекарственных веществ, источниках их получения. Классификация лекарственных веществ в разделе «Специальная часть фармацевтической химии» построена по химическому принципу с учетом их фармакологического действия, что обеспечивает необходимые понятия в отношении многостороннего подхода в оценке качества лекарственных средств. Такой принцип соответствует прикладному характеру фармацевтической химии.
  4. Лекарственные неорганические вещества представлены как единый раздел общей системы классификации лекарственных средств, имеющий характерные и взаимосвязанные способы и приемы анализа в оценке качества. Группирование лекарственных веществ в этой части предполагает не изучение закономерностей свойств элементов, выраженных в таблице Д.И.Менделеева, а предусматривает на основании целостного восприятия этих закономерностей целенаправленный подход к решению задач по оценке качества лекарственных средств неорганической природы. Объединение лекарственных веществ не по элементам групп периодической системы, а по их соединениям обеспечивает более конкретное представление о связях химического состава в целом с применением этого вещества.
  5. Лекарственные вещества органической природы сгруппированы по особенностям химической структуры, которые позволяют сделать обобщение по наиболее важным характеристикам, определяющим требования к качеству. Лекарственные вещества природного происхождения сгруппированы с их синтетическими аналогами, полученными в результате всестороннего изучения этих природных соединений. Тем самым подчеркивается значение исторического подхода для создания лекарственных средств, для выбора методов анализа и для прогнозирования степени безопасности.
  6. Создание и развитие конкретной группы лекарственных веществ предлагается рассматривать на примере нескольких соединений. Внимание студента концентрируется на унифицированном подходе к изучению группы веществ, характеризующихся отдельными структурными особенностями.
  7. Отбор содержания программы проведен на основе интеграции с фундаментальными химическими, медико-биологическими и специальными дисциплинами.

Конечные результаты обучения по дублинским дескрипторам:

Знание и понимание (демонстрирует знания и понимание в изучаемой области):

  • предмета и задач фармацевтического анализа, порядок и принципы его организации и проведения;
  • современных физических, химических и физико-химических методов, используемых в фармацевтическом анализе;
  • общих фармакопейных методов исследования, используемых для контроля качества лекарственных средств;
  • современной номенклатуры и классификации лекарственных средств;
  • взаимосвязи химической структуры с фармакологической активностью лекарственных средств, лежащей в основе получения новых биологически активных соединений;
  • источников и способов получения лекарственных средств, формирующих требования к качеству (содержание исходных, промежуточных, сопутствующих продуктов и другие показатели качества);
  • физических и химических свойств лекарственных средств, обуславливающих выбор методов анализа, лекарственной формы, стабильность и условия хранения.

Применение знаний и понимания (применяет знания и понимание на профессиональном уровне):

  • проводит все виды фармацевтического анализа по контролю качества лекарственных средств на этапах разработки, получения, хранения и применения;
  • применяет современные физико-химические (инструментальные) методы для идентификации, анализа чистоты и количественного определения лекарственных средств.

Формирование суждений (формулирует аргументы и решает проблемы в изучаемой области):

  • причинно-следственной связи между фактическом результатом фармацевтического анализа и требованиями нормативных документов к качеству лекарственных средств на этапах получения, производства, хранения и отпуска.

Навыки обучения, способности к учебе (осуществляет сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений):

  • демонстрирует умения работать с нормативно-технической документацией по контролю за качеством и безопасностью лекарственных средств;
  • интерпретирует результаты собственной лабораторной работы и дает заключение в соответствии с требованиями нормативных документов к качеству лекарственных средств;
  • демонстрирует умения работать с научной фармацевтической и медицинской литературой, а также оценивать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований.

Коммуникативные способности (сообщает информацию, идеи, проблемы решения как специалистам, так и неспециалистам:

  • представляет результаты исследований по контролю за качеством лекарственных средств;
  • готов информировать специалистов и население о соответствии лекарственных средств требованиям нормативных документов;
  • готов внести идеи по решению проблем в случае несоответствия качества лекарственных средств требованиям нормативных документов.