Фармацевтический факультет

Факультеттің деканы, фарм. ғ. д. Датхаев. У. М Датхаев Убайдилла Махамбетович

декан фармацевтического факультета

доцент, доктор фармацевтических наук

Датхаев Убайдилла Махамбетович, 1969 года рождения, казах, родился в Южно-Казахстанской области Кировского района с.Первомай.

В 1985 году после окончания средней школы им. М.Ауэзова в г. Шардаре поступил в Алматинский государственный медицинский институт им. С.Д.Асфендиярова на фармацевтический факультет, который успешно окончил в 1990 году.

Свою трудовую деятельность начал с должности стажера-исследователя кафедры технологии лекарственных форм АГМИ. В 1991 году переведен на должность ассистента, с 1992 года — старшим преподавателем кафедры технологии лекарственных форм. С 1998 года переведен на должность доцента кафедры технологии лекарственных форм. С 2000 года по 2002 год работал заместителем декана лечебного факультета, 2002-2004 годы руководитель заочного отделения и зам.декана фармацевтического факультета. С 2003 года назначен на должность заведующего кафедрой ОЭФ и ТЛ. В 2007-2008 годы руководил учебно-методическим управлением университета. С 200 г по 2010 год был председателем цикловой методической комиссии по физико-фармацевтическим дисциплинам.

В 2008 году избран председателем профсоюза сотрудников КазНМУ. Является членом Ученого совета и Методического совета университета.

В настоящее время деканом фармацевтического факультета.

В 1989 году защитил кандидатскую диссертацию «Пародонт ауруларын емдеуге арналған пасталардың құрамын, технологиясын жасау және оларды зерттеу», в 2009 году докторскую диссертацию «Технологические и биофармацевтические аспекты создания противовоспалительных и антимикробных лекарственных форм на основе липидов».

Опубликовано более 80 научных статей, методических рекомендаций, 8 учебно-методических пособий. Получены 5 патентов РК на изобретение и 1 рациональное предложение.

Участвовал в разработке Государственных общеобязательных стандартов образования по специальностям: 040900 — «Технология фармацевтического производства» и 390740 — «Химия и технология фармацевтического производства».

Является соавтором Государственных общеобязательных стандартов образования по специальностям: 040940 — «Технология фармацевтического производства», 390740 — «Химия и технология фармацевтического производства», ГОСО — 2006 по специальности 051103 — «Фармация», ГСДО РК по специальности «Фармация».

Разработал программу по социальной поддержке сотрудников и студентов; программу социальной поддержке сотрудников и ветеранов труда университета.

Постановлением Правительства Казахской ССР в 1951 году при Казахском государственном медицинском институте был организован фармацевтический факультет, который, исходя из потребностей практической фармации республики, должен был обеспечивать непрерывную целевую подготовку кадров с высшим фармацевтическим образованием. Предпосылкой для такого решения явилось функционирование 432 аптек и 1552 аптечных пунктов, нескольких мелких фармацевтических производств и фармацевтических отделений медицинских училищ, которые остро нуждались в фармацевтах с высшим образованием.

Фармацевт (греческое слово «pharmakeutes» — приготавливающий целебные снадобья, лекарства) – специалист с высшим или средним фармацевтическим образованием, имеющий право заниматься фармацевтической деятельностью.

По классификации ВОЗ (1978), специальность фармацевта присваивается лицам, получившим высшее образование на фармацевтических факультетах университетов и в фармацевтических школах. Основная цель фармацевтического факультета университета – подготовка специалистов с высшим фармацевтическим образованием для работы в области фармацевтической практики и науки.

Учитывая сложившиеся тенденции на фармацевтическом рынке РК, т.е. развивающуюся фармацевтическую промышленность, современную систему управления фармацевтическим сектором здравоохранения, рационализацию применения лекарственных средств, на фармацевтическом факультете введены новые специальности: технология фарм.производства.

До открытия фармацевтического факультета КазГМИ специалисты для фармации готовились за пределами Казахстана.

Подготовка средних фармацевтических кадров в Казахстане до 1951 года осуществлялась в фармацевтических техникумах и училищах, а также на фармацевтических отделениях медицинских училищ, что, естественно, не удовлетворяло растущую потребность в фармацевтах.

Деятельность фармацевта обшей практики складывается из организаторских, технологических и контрольно – аналитических функций. Она включает административно – хозяйственное управление аптечными организациями; обеспечение технологии приготовления лекарственных форм по рецептам врачей и требованиям лечебно – профилактических организаций; осуществление контроля за качеством лекарственных средств в соответствии с Государственной или иной фармакопеей и стандартами; проведение информационной работы о лекарственных средствах. Кроме того, фармацевты имеют право работать на предприятиях химико – фармацевтической промышленности, в судебно-химических лабораториях, НИИ, вузах и отраслевых организациях различных ведомств.

В основе высшего фармацевтического образования лежит комплекс химических медико –биологических и специальных фармацевтических дисциплин: фармакогнозии, технологии лекарственных форм (аптечной — заводской), фармацевтической химии, организации и экономики фармации. В учебном плане на 9 и 10 семестрах предусмотрены отдельные курсы, позволяющие осуществить специализацию выпускников по стандартизации и контролю качества лекарственных средств, технологии лекарственных форм, управлению фармацевтической службой, токсикологическому анализу.

В первые годы в состав фармацевтического факультета входили всего несколько кафедр: химических дисциплин, общественных дисциплин и специальных фармацевтических дисицплин. Укомлектованность профессорско – преподавательского состава факультета в первые годы функционирования факультета в целом была удовлетворительной. Однако на факультете ошущалась острая нехватка преподавателей по специальным фармацевтическим дисицплинам. К преподавательской деятельности были привлечены опытные специалисты фармацевтической практики. И уже к 1960 году практически все специальные фармацевтические кафедры возглавлялись преподавателями с учеными степенями.

В годы освоения целинных и залежных земель Казахстана заметно выросла численность аптечных организаций. В этот период основынм принципом развития и размещения аптечной сети республики был принцип максимальной приближенности лекарственной помощи к населению, особенно проживающему в сельской местности. Поэтому, с 1954 г. Прием студентов на фармацевтический факультет увеличился до 100 человек в год, а затем, начиная с 1965 до 1977, прием студентов на факультет неуклонно увеличивался и составил от 150 до 300человек в год.

В связи с открытием фармацевтического факультета в Шымкентском филиале Алма – Атинского государственного медицинского института с 1982 года государственный заказ на подготовку фармацевтов с высшим образованием на факультет сократился до 150 человек в год, а, начиная с 1992 г. Составил от 100 до 50 человек в год.

В период плановой экономики государственный заказ был оправданным, т.к. вся фармацевтическая служба была государственной и выпускники факультета в основном были заняты в различных сферах фармации.

Переход всех отраслей народного хозяйства РК, и в том числе фармацевтической, на рыночные отношения поставил перед высшей фармацевтической школой множество новых задач по подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям, т.к. к 1997 году практически вся аптечная сеть и фармацевтические производства были разгосударствлены и стали частными или акционерными. Сократилось бюджетное финансирование для мецдцинских вузов. Все эти изменения не могли не отразиться на количественном составе приема студентов на фармацевтический факультет.

В этих условиях о профессорско – преподавательсвого состава фармацевтического факультета требовалось пересотреть свои взгляды на всю систему подготовки фармацевтов как по качеству, так и по количественному составу.

Учитывая сложившиеся тенденции на фармацевтическом рынке РК, т.е. развивающуюся фармацевтическую промышленность, современную систему управления фармацевтическим сектором здравоохранения, рационализацию применения лекарственных средств, на фармацевтическом факультете были введены новые специальности: технология фарм.производства.

В будущем для подготовки фармацевтом будет использоваться метод дистанционного образования, что позволит расширить круг подготовки фармацевтов.

На сегодняшний день укомплектованность профессорско-преподавательского состава факультета – 100%. Все кафедры и курсы с 1990 года возглавляют доктора наук.

Подготовка научно – педагогических кадров для фармацевтического факультета осуществляется путем повышения квалификации сотрудников в институтах и на факультетах повышения квалификации гг. Москвы, Киева, С-Петербурга, Ташкента и Алматы.

В 1937 году в бывшем СССР для фармацевтов, выполняющих научные исследования по фармации и защитивших диссертации, утверждены ученые степени кандидата и доктора фармацевтических наук.

Первым доктором фармацевтических наук в 1967 году стал заведующий кафедрой технологии лекарственных форм Николай Степанович Дубинин. За 50 лет функционирования факультета 18 выпускников стали докторами, более 100- кандидатами наук. Доктора наук: Верменичев С.М., Ушбаев К.У., Дильбарханов Р.Д., Бейсенбеков А.С., Надыров А., Бисенбаев Э.М., Карташов Т.В., Переверзев В.Т., Василенко В.Н., Абдуллин К.А., Оконенко Л.Б., Ушбаева Г.Г., Баймухамбетов А.А., Абдраков Б.К., Кияшев Д.К., Садыков А., Махатов Б., Сагындыкова Б.А., Датхаев У.М.

Достойный вклад в развитие и становление фармацевтической науки факультета внесли доктора наук, профессора Дубинин Н.С., Аширматова М.Н., Тулегенова А.У., Дильбарханов Р.Д.

Выпускники факультета работают во всех сферах системы здравоохранения, от разработки, создания и производства лекарственных средств до обеспечения ими населения республики.

Из стен фармацевтического факультета вышли достойные специалисты, которые многие годы возглавляли фармацевтическую службу республики — Субханбердин С.Х., Ушбаев К.У., Рахметова Т.М., Татимова Н.Т., Калекеев Е.К., Абдуллин К.А., Джумадилов А.К., Сорокатый В.М., Рамазанов Н.Р., Джанбабаев А.К., Амангельдин Е.А.; области – Омилаев Н.Е., Першина Л.В., Санатов А., Жуманов К.Ж., Потапов В.М., Кремер А.В., Тусупкалиев, Сералиев Д.Х., Токсанбаев К.Ж., Воронова М.В., Кенжеахметов А.К., Мурзалиев Ж.М., Честных З.С., Абдрахманов Т.А., Буткова Н., Байкенова Г.Б. и многие другие.

Деканами фармацевтического факультета в разные годы были:

 

1951 – 1953 Самарина Г.И.

1953 – 1964 Ильинский Т.Ф.

1964 — 1974 Ибрагимова Н.Х.

1974 – 1984 Дубинин Н.С.

1984 – 1995 Дильбарханов Р.Д.

1995 – 2000 Тулегенова А.У.

2000 – 2009 Абдуллин К.А.

с 2009 — Датхаев У.М.

 

Студенты факультета получают хорошие навыки работы, проходя УПП в крупных аптеках Алматы, в таких фирмах, как ТОО «Никомед», «Эмити Интернешнл», а также на фармацевтических производствах РК. Многих студентов приглашают на работу аптеки и фирмы, где они проходят практику.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

Устенова Гульбарам Омаргазиевна, 1971 года рождения, казашка, в 1993 году окончила фармацевтический факультет Алматинского Государственного Медицинского Института. По окончании института работала стажером- исследователем в «Медстандарте».В сентябре 1996 года была принята на должность ассистента кафедры технологии лекарственных форм, в настоящее время работает доцентом кафедры ОЭФ и технологии лекарств по курсу технологии лекарственных форм.

Устенова Г.О. читает лекции и проводит лабораторно- практические занятия для студентов 3,4,5 курсов, обучающихся по специальности «Фармация» и «Химическая технология органических веществ» на высоком научно- педагогическом уровне. Является научным руководителем дипломных проектов студентов специальности «Химическая технология органических веществ». С 1999 года является зав.учебной частью по курсу технологии лекарств. Принимает активное участие в составлении учебно- методического материала по курсу технологии лекарств: рабочих учебных планов для студентов заочного отделения, рабочих программ, календарно- итематических планов, методических разработок для студентов и преподавателей, экзаменационных тестов и билетов.

Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Разработка оптимального состава и технологии лекарственных форм на основе «Шипалы май GF», обладающих противовоспалительным и антимикробным действием» в 2000 году.

В 2007 году поступила в докторантуру, тема диссертационной работы «Технологические биофармацевтические аспекты создания фитопрепаратов на основе сверхкритических углекислотных экстрактов ». Устенова Г.О. имеет более 30 научных трудов, опубликовано 28 статей, 10 – подано в печать, учебно- методическое пособие по спецкурсу «Биофармация» для студентов 5 курса – в соавторстве, 1- учебное пособие «Экстрагирование сниженными газами» для студентов 4 курса по промышленной технологии лекарств. Утвержден 1 ВАНД – «Экстракт жантадин сухой», 1 стандарт предприятия – «Экстракты растительные», имеется 3 положительных решения о выдаче инновационного патента – «Способ получения СО2 – экстракта из верблюжьей колючки», «Лекарственный препарат – мазь противовоспалительного и антимикробного действия», «Лекарственных препарат- таблетки противовоспалительного действия» подан в Каз Инст на утверждение 1 стандарт предприятия – «Коллагеновые массы», 2 ВАНД поданы в НЦЭЛС для регистрации – «Экстракт шалфея густой», таблетки «Сальвэкс».

Составлены договора о научно – техническом сотрудничестве с лабораторией сверхкритических технологий ОАО «Атоммашэкспорт» (г. Волгодонск), ТОО «Далафарм» (Джамбульская область), «Жанафарм» (г.Алматы), «Антиген» (Алматинская область). Имеются акты внедрения в производство лаборатории сверхкритических технологий ОАО «Атоммашэкспорт» (г. Волгодонск), ТОО «КФК Далафарм», ТОО «ПЛП Жанафарм», НПП «Антиген», в учебный процесс кафедры технологии лекарственных форм КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, КГМА (г.Бишкек), ЮКГМА (г.Шымкент), КазФармИ (г.Караганда), ТошФармИ (г. Ташкент), ТГМИ (г.Душанбе).

Устенова Г.О. характеризуется добросовестным, ответственным отношением к работе.Выполняет кураторскую работу среди студентов.

Проводит профиссионально- ориентационную работу среди школьников и абитуриентов.

Участвовала в межвузовской спортивной спартакиаде по шахматом.

Характеристика Устеновой Гульбарам Омаргазиевны обсуждена на кафедральном совещании от 25.05.2010г. протокол № 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абитуриентам

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Постановлением Правительства Казахской ССР в 1951 году при Казахском государственном медицинском институте был организован фармацевтический факультет, который , исходя из потребностей практической фармации республики, должен был обеспечивать непрерывную целевую подготовку кадров с высшим фармацевтическим образованием. Предпосылкой для такого решения явилось функционирование 432 аптек и 1552 аптечных пунктов, нескольких мелких фармацевтических производств и фармацевтических отделений медицинских училищ, которые остро нуждались нуждались в фармацевтах с высшим образованием.

Фармацевт (греческое слово «pharmakeutes» приготавливающий целебные снадобья, лекарства) – специалиcт с высшим или средним фармацевтическим образованием, имеющий право заниматься фармацевтической деятельностью.

По классификации ВОЗ (1978), специальность фармацевта присваивается лицам, получившим высшее образование на фармацевтических факультетах университетов и в фармацевтических школах. Основная цель фармацевтического факультета университета – подготовка специалистов с высшим фармацевтическим образованием для работы в области фармацевтической практики и науки.

Фармацевтическое образование в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова сегодня имеет две ступени – бакалавриатуру и магистратуру. В основе высшего фармацевтического образования лежит комплекс медико-биологических и специальных фармацевтических дисциплин.

 

Учебный процесс осуществляют следующие кафедры:

— Общественных наук;

— Языков;

— Неорганической, аналитической, физической и коллоидной химии;

— Биологической химии;

— Физики, математики, информационных технологий;

— Фармакологии и фармакотерапии;

— Физической культуры;

— Физиологии и микробиологии;

— Фармацевтической химии, токсикологии, ботаники и фармакогнозии;

— Технологии лекарств и организации фармацевтического дела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В состав деканата факультета входят:

 

1. Датхаев Убайдилла Махамбетович – декан фармацевтического факультета

2. Устенова Гульбарам Омиргазиевна – директор учебного департамента фармации

3. Аюпова Роза Багдаулетовна — заместитель декана по учебной и методической работе.

4. Сихымбаева Мариям Изтелеуовна – секретарь

5. Борибаева Маржан Абилсейтовна – методист

В состав факультета входят следующие кафедры:

 

1. ОЭФ и технологии лекарств – зав.кафедры, д.фарм.н, профессор Байзолданов Т.Б.

2. Фармацевтическая химия, токсикология, ФГЗ и ботаники – заведующая кафедры профессор Омарова Р.А.

3. Кафедра фармакологии – заведующий кафедры профессор Пичхадзе Г.М.

4. Кафедра химии – заведующая кафедры профессор Кусаинова Ж.Ж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 051103- «ФАРМАЦИЯ»

Выпускникам по специальности 051103- Фармация присуждается академическая степень – «бакалавр фармации», выдается диплом о высшем базовом образовании с присвоением квалификации – «фармацевт общей практики» и академическая справка с указанием перечня изученных дисциплин с оценками, числом освоенных кредитов и объемом академических часов.

Сферой профессиональной деятельности «бакалавра фармации» является фармация, образование, наука, социальная защита.

Виды профессиональной деятельности:

● организационно – управленческая;

● общая фармацевтическая;

● производственная;

● контрольно – разрешительная;

● информационно – аналитическая;

● маркетинговая;

● инновационная;

● педагогическая;

● научно – исследовательская

Кроме того, фармацевты имеют право работать на предприятиях химико – фармацевтической промышленности, в судебно – химических лабораториях, отраслевых организациях различных ведомств, представительств зарубежных фармацевтических компаний.

Круглый стол

в рамках научно-практической конференции

«Стратегия развития фармации — партнерство науки,

образования и практики»

 

Аннотация.

Реформирование системы фармации в рамках создания Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ) диктует необходимость подготовки специалистов для организации работы в учреждениях фармации, способных профессионально решать актуальные вопросы, анализировать опыт других стран и использовать его в условиях Казахстана. Поэтому сегодня назрела необходимость качественно новой подготовки кадров для работы в организациях фармации, обладающих компетентностью фармацевта с учетом особенностей работы в сфере фармации.

Основной целью проведения научно-практической конференции является обсуждение стратегии развития фармации в Казахстане, в первую очередь мероприятий по повышению качества подготовки фармацевтов в целом, обладающих всеми необходимыми компетенциями, учитывающими особенности деятельности в сфере фармации, а также определение возможных путей сотрудничества фармацевтического факультета КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова с различными базами фармацевтического профиля. Эта цель обусловлена отсутствием на сегодняшний день совершенных образовательных программ, готовящих квалифицированных специалистов фармацевтического профиля в соответствии с международными стандартами. В этой связи разработана и внедрена в учебный процесс образовательная программа, основанная на компетентностном подходе по специальности «Фармация». Основной задачей внедрения образовательной программы является реализация компетентностного подхода путем создания необходимых для этого условий, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

Данная программа составлена на основе ГОСО — РК 3.08.390-2006 специальности «051103-Фармация». Ее особенностью является то, что ключевые компетенции фармацевта конкретизированы по уровням обучения и по каждой дисциплине, что предполагает их улучшение и развитие из курса в курс. Результаты образования ГОСО (что должен знать, уметь выпускник и быть компетентным) были проанализированы и распределены по дисциплинам и курсам обучения. Это позволило нам разработать типовой учебный план, основанный на ГОСО, и дополненный соответствующими компетенциями специалиста фармацевта с учетом особенностей работы в сфере фармации. Кроме того, типовой учебный план в предлагаемой программе дополнен перечнем рекомендуемых дисциплин, которые должны входить в курс по выбору. При этом выбор элективных дисциплин строится по принципу дополнения компетенций, получение которых в полном объеме не обеспечивают дисциплины обязательного компонента. В рамках специальности «Фармация» были определены 5 основных направлений подготовки специалиста: фармацевт-менеджер, фармацевт-технолог, фармацевт-аналитик, фармацевт-фармакогност, фармацевт-токсиколог, по которым сформирован пакет элективных рекомендуемых дисциплин, также имеется ряд элективных дополнительных дисциплин, предлагаемых для выбора студентам с других кафедр КазНМУ.

Компетентностный подход воздействует на формирование новой оценочной культуры, которая предполагает переход от оценки знаний к оцениванию компетенций. Внедрение данной образовательной программы позволит сформировать у обучающихся профессиональные компетенции с ориентацией на особенности системы фармации; развить творческий потенциал, инициативу, новаторство, креативное мышление; приобрести навыки культуры делового общения и т.д.

В настоящее время на фармацевтическом факультете ведется работа по внедрению кредитной технологии обучения. Кредитная технология обучения направлена на индивидуальный выбор образовательной траектории студентов, самообразование, освоение ключевых профессиональных компетенций и т.д.

Участники круглого стола:

1. Ушбаев К.У. – генеральный директор ТОО «Компания Фармация».

2. Каманова М.К. — председатель Попечительского совета фармацевтического факультета КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова.

3. Гунько Н.А. – исполнительный директор Ассоциации дистрибьюторов фармацевтической продукции РК.

4. Чередниченко Н.Н. – генеральный директор ТОО «Vi-ORTiS»

5. Ролдугина Л.Н. – заведующая рецептурно-производственным отделом аптеки № 56.

6. Баймурзина М.А. – директор испытательной лаборатории «Центр сертификации лекарственных средств и другой продукции»

7. Федосеев К.А. – главный технолог ТОО «Глобалфарм»

8. Сермухамедова О.В. – директор производства ТОО «Фитолеум»

9. Тунин В.А. – директор ТОО «Жанафарм»

10. Азембаев А.А. – президент общественной организации «Ассоциация фармацевтов, фармацевтического образования и науки»

11. Бисенбаев Е. – начальник производственного участка ТОО «Vivapharm»

12. Сулеева Б. – директор Центра маркетинговых исследований (ЦМИ) РК

13. Иллахунов Х.М. – зав. лабораторией Алматинского филиала центра судебной медицины (ЦСМ) и другие представители практической фармации.

1. Датхаев У.М. — декан фармацевтического факультета

2. Устенова Г.О. – директор учебного департамента фармации

3. Карлова Э.К. – председатель комитета по образовательным программам

4. Омарова Р.А. – зав. каф. фармацевтической химии, ФГЗ, токсикологической химии, ботаники, д.х.н., профессор

5. Пичхадзе Г.М. – зав.каф. фармакологии, д.м.н., профессор

6. Жумаева Г.Ш. – и.о. зав. каф. организации, экономики фармации и технологии лекарственных форм

7. Бейсенбеков А.С. – председатель научно-плановой проблемной комиссии фармацевтического факультета

8. Сакипова З.Б. – ответственная по научной работе каф. организации, экономики фармации и технологии лекарственных форм

9. Кадырова Д.М. — ответственная по научной работе каф. фармакологии

Средства массовой информации:

Скрипачева Л.Б. – главный редактор газеты «Фармацевтический вестник»

Рахметова А.А. – главный редактор журнала «Фармация Казахстана»

Жунусова Э.А. – главный редактор газеты «Шипагер».

Программа дискуссии:

1. Основные направления развития фармацевтического образования в КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова

2. Пути сотрудничества в рамках договоров с базами фармацевтического профиля.

3. Формирование компетенций выпускника фармацевтического факультета КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова.

4. Составление УМКД по элективным дисциплинам ППС фармацевтического факультета с работодателями.

5. Подготовка к проведению научно-практической конференции.

 

 

 

 

Дата, время, место проведения:

11 марта 2011 г., в 15.00 – КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, учебный корпус № 4, аудитория № 23.

Организаторы: деканат фармацевтического факультета, учебный департамент фармации, комитет по образовательным программам фармацевтического факультета.

Технические организаторы: магистранты 1 курса фармацевтического факультета – Конакбаева А., Есболганова А.; студент 3 курса – Определенов В., студентка 4 курса – Утегенова С.

 

Формат мероприятия:

Обсуждение в профессиональной среде с приглашением работодателей, средств массовой информации и слушателей.

Ведущий: декан фармацевтического факультета – д.фарм.н. Датхаев У.М.

 

Все представители фармацевтических организаций, для которых в силу их деятельности повестка обсуждения может представлять профессиональный интерес, приглашаются принять участие на заседании круглого стола в качестве слушателей. Для этого необходимо подать заявку на участие в деканат фармацевтического факультета и УД фармации до 10.03.11 г. или сообщить по телефонам: 292-64-87 (внутр.250, 313, 245); моб.8-701-243-77-71, 8-701-422-19-01.

 

На фармацевтическом факультете  ведется подготовка по:

1. Специальностям бакалавриата:

— 5В110300- «Фармация», ГОСО 2006 (срок обучения 5 лет). Выпускнику выдается диплом о высшем медицинском образований с присуждением академической степени «бакалавр фармации».

   — 5В074800- «Технология фармацевтического производства», ГОСО РК 2010 (срок обучения 4 года). Выпускнику выдается диплом о высшем образовании с присуждением академической степении «бакалавр техники и технологии фармацевтического производства».

 

2. Специальностям магистратуры:

  — 6М110400- «Фармация», ГОСО РК 2010 (срок обучения 2 года). Академическая степень: «магистр фармации».

  —  6М074800-«Технология фармацевтического производства», ГОСО РК 2010 (срок обучения 3 года). Академическая степень: «магистр техники и технологии».

 

3. Специальности докторантуры:

  —  6D074800- «Технология фармацевтического производства», ГОСО 2006 (срок обучения 3 года).

Академическая степень: PhD доктор техники и технологии.

 

1.Учебно-методическая работа:

На фармацевтическом факультете продолжается внедрение кредитной технологии обучения, повышающей значение самообразования, предполагающей выбор студентом индивидуальной образовательной траектории и преподавателя, освоение ключевых профессиональных компетенций и т.д. Сформирован каталог элективных дисциплин на 2011-2012 гг. Изучение элективных дисциплин позволит приобрести компетенции, которые невозможно получить в полном объеме при изучении обязательных дисциплин. Определены 5 основных направлений подготовки по специальности «фармация»: фармацевт-менеджер, фармацевт-технолог,фармацевт-аналитик, фармацевт-фармакогност, фармацевт-токсиколог. Для каждого направления сформирован перечень дисциплин по выбору.

Проведен сравнительный анализ типовых учебных программ по специальности «Фармация» ГОСО РК 2006 г. и образовательного стандарта Украины, в результате чего была установлена сходимость программ более чем на 30 %, в связи с чем возможна разработка международной совместной образовательной программы.

В течение нескольких последних лет  Национальный фармацевтический университет (НФаУ) является базой для прохождения практики студентов фармацевтического факультета КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова. В этом году 9 студентов 3 курса посетят НФаУ в рамках выездных занятий по дисциплине «Основы технологии лекарств», что является началом возможного сотрудничества в плане развития двудипломного обучения. В настоящее время начата работа по составлению интегрированной образовательной программы по специальности «Фармация». Также запланировано обучение магистрантов за рубежом (Украина, Узбекистан и др.), обучающихся по специальности «Фармация» в течение нескольких месяцев в ВУЗах, с которыми имеются договора о взаимном сотрудничестве.

Проведены семинары для ППС с целью ознакомления с образовательной программой, с активными методами обучения, необходимости доработки УМКД в связи с внедрением компетентностного подхода (разработка формы плана проведения занятия с указанием цели и задач образовательной программы, формы проведения занятия, применяемых методов обучения и оценки знаний студентов).

На фармацевтическом факультете в течение весеннего семестра  были проведены открытые занятия всех преподавателей согласно графика с применением инновационных методов обучения на кафедрах организации, экономики фармации и технологии лекарственных форм; фармацевтической химии, фармакогнозии, токсикологической химии и ботаники; фармакологии. Можно отметить значительные успехи многих преподавателей, которые активно внедряют в учебный процесс новые методы обучения, разнообразные формы проведения самостоятельной работы студентов – решение кроссвордов, ребусов, составление глоссариев, проведение информационного поиска, решение  комплексных задач, ролевые игры, дискуссии. Во время проведения занятий реализуется политика 3-хязычия, студенты русскоязычных групп готовят презентации на казахском, английском языках, широко практикуется работа в малых группах, демонстрируются видеоролики, почти все преподаватели применяют комбинированный опрос – письменный в виде тестирования и устный в виде разбора ситуационных задач или картированного контроля. На старших курсах необходимо внедрять такие формы, как решение кейс-стади, защита эссе, портфолио, дипломных работ и др.

Кафедры фармацевтического факультета провели студенческие научные конференции:

— фармацевтической химии и фармакологии — с участием студентов других факультетов – стоматологического, общей медицины и др;

— организации, экономики фармации и технологии лекарственных форм с приглашением выпускников фармацевтического факультета, которые продолжили учебу в магистратуре ведущих ВУЗов Казахстана и Ближнего, Дальнего зарубежья. Выпускники поделились своими впечатлениями и достижениями в ВУЗах, где внедрена кредитная технология обучения, осветили преимущества и перспективы данной технологии.

В КазНМУ  создан центр практических навыков, который должен помочь нашим студентам освоить необходимый перечень практических навыков, т.е. операциональных компетенций. Материально-техническая база данного центра будет совершенствоваться с каждым годом, планируется создание симуляционной аптеки и т.д. Для  формирования практических навыков согласно ГОСО 2006 г., определен перечень дисциплин с 1 по 5 курс, поднавыков, способствующих  овладению навыков выпускников фармацевтического факультета. Коллективом авторов было получено авторское свидетельство на проведение объективного структурированного практического экзамена (ОСПЭ) по специальности «Фармация» для студентов 5 курса.

В текущем году изданы типографским способом 2 учебно-методических пособия по курсу организации, экономики фармации на русском и государственном языках и рекомендованы для внедрения в учебный процесс кафедры организации, экономики фармации и технологии лекарственных  форм  КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова; подготовлены к изданию 3 учебных пособия (2 –на русском языке по организации, экономике фармации и фармакологии, 1 –  на казахском языке по фармакогнозии).

На фармацевтическом факультете регулярно проводились встречи со студентами  по реализации внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс, а также  для анкетирования с целью осуществления обратной связи с ними по вопросам выбора элективных дисциплин, преподавателей и т.д.

Было проведено заседание КОП с приглашением работодателей по вопросам внедрения компетентностного подхода в учебный процесс фармацевтического факультета. Проведен круглый стол с работодателями на тему «Стратегия развития фармации — партнерство науки, образования и практики». На заседании круглого стола состоялось обсуждение направлений развития фармацевтического образования на факультете, путей повышения качества подготовки фармацевтов, компетенций, необходимых выпускникам фармацевтического факультета, возможных видов содействия со стороны предприятий подготовке востребованных современных специалистов (проведение производственной практики, совершенствование образовательных программ, преподавание дисциплин по выбору).

Для актуализации обучения на факультете запланирован ряд мероприятий, в частности, проведение профессорских чтений с привлечением ведущих специалистов отрасли, дуо-лекций, которые проводят одновременно два специалиста: преподаватель факультета и приглашенный специалист из практического сектора. Так, на кафедре организации, экономики фармации и технологии лекарственных форм были проведены  совместные лекции для студентов 4 курса доц. Шопабаевой А.Р. и исполнительным директором Ассоциации дистрибьюторов фармацевтической продукции Казахстана Гунько Н.А., а также с  генеральным директором ТОО «Vi-ОRTiS» Чередниченко Н.Н.

Для обеспечения должного качества подготовки кадров необходимо тесное сотрудничество с будущими работодателями — предприятиями фармацевтического сектора. В первую очередь, ВУЗ ожидает от практического сектора ответов на вопросы: какие нужны специалисты, что они должны знать и уметь, какую конкретную помощь предприятия могут оказать в подготовке нужных специалистов? В настоящее время ведется  работа по внесению предложений со стороны работодателей для нового ГОСО по специальности «фармация»,  в нем будут учтены предложения практического сектора.

Было внесено немало конструктивных предложений. В частности, следует начать с сегментирования рынка труда, т.е. с определения потребности в кадрах, для чего надо провести социологическое исследование по изучению трудоустройства выпускников факультета. В течение ближайших пяти лет структура спроса на фармацевтов не изменится, и они по-прежнему будут востребованы, в основном, в аптечном сегменте и в дистрибьюции лекарств. Это необходимо учитывать при определении актуальных направлений подготовки фармацевтических кадров и составлении программ обучения. В дистрибьюторском сегменте специалистам необходимы знания и навыки в области логистики (транспортировка, хранение и складская обработка фармпродукции), знание бизнес-процессов и экономики фармдистрибьюции. Существует еще один значимый сегмент, где востребованы фармацевты — это продвижение лекарств. В данном сегменте молодым кадрам необходимы знания в области фармакологии и маркетинга.

Имеется ряд предложений по изменению подхода при организации производственной практики. Сегодня она зачастую проводится формально и носит характер ознакомительных экскурсий. Студенты на практике должны работать,  фармацевтические компании готовы предоставить им такую работу, если для каждого практиканта совместно с факультетом будет разработан четкий план с перечнем навыков, которые должны быть приобретены во время практики и критериев их оценки.

Готовность принимать студентов для прохождения качественной производственной практики выразили представители Научного центра противоинфекционных препаратов, фармацевтического завода «Глобал Фарм», производственного участка ТОО «Vivapharm», Алматинского филиала центра судебной медицины, КП «Кызыл-май», ТОО «ФитОлеум», ТОО «Жанафарм», ТОО «Nobel».

Необходимо подчеркнуть, что работодатели являются потребителями образовательных услуг, и поэтому должны принимать активное участие в определении квалификационных требований к выпускникам фармацевтических вузов.

  Основные положения образовательной программы отражены в опубликованной статье «Разработка и внедрение в учебный процесс КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова образовательной программы по специальности «Фармация», основанной на компетентностном подходе», включенной в материалы Международной научно-практической конференции «Совершенствование медицинского образования– гарантия эффективного здравоохранения»» 21-22 октября 2010 г., проводимой в КГМУ (г. Караганда); подана статья в сборник–материалы научно-практической конференции «Фармация: современное состояние, достижения и перспективы», проведенной в рамках «Дни университета».

   В настоящее время начата работа по приглашению визитинг-лекторов из-за рубежа, которые могут выступить перед нашей аудиторией студентов и преподавателей с открытыми лекциями, с организацией  мастер-классов по вопросам актуальной фармации и современных образовательных технологий. Так, планируется пригласить украинских коллег с НФаУ( г.Харьков), СибГМУ (г. Томск), СПбГФА (г. Санкт-Петербург) и др.

Для обеспечения должного качества подготовки кадров необходимо тесное сотрудничество с будущими работодателями — предприятиями фармацевтического сектора. В первую очередь, ВУЗ ожидает от практического сектора ответов на вопросы: какие нужны специалисты, что они должны знать и уметь, какую конкретную помощь предприятия могут оказать в подготовке нужных специалистов? В настоящее время ведется  работа по внесению предложений со стороны работодателей для нового ГОСО по специальности «фармация»,  в нем будут учтены предложения практического сектора.

Было внесено немало конструктивных предложений. В частности, следует начать с сегментирования рынка труда, т.е. с определения потребности в кадрах, для чего надо провести социологическое исследование по изучению трудоустройства выпускников факультета. В течение ближайших пяти лет структура спроса на фармацевтов не изменится, и они по-прежнему будут востребованы, в основном, в аптечном сегменте и в дистрибьюции лекарств. Это необходимо учитывать при определении актуальных направлений подготовки фармацевтических кадров и составлении программ обучения. В дистрибьюторском сегменте специалистам необходимы знания и навыки в области логистики (транспортировка, хранение и складская обработка фармпродукции), знание бизнес-процессов и экономики фармдистрибьюции. Существует еще один значимый сегмент, где востребованы фармацевты — это продвижение лекарств. В данном сегменте молодым кадрам необходимы знания в области фармакологии и маркетинга.

Имеется ряд предложений по изменению подхода при организации производственной практики. Сегодня она зачастую проводится формально и носит характер ознакомительных экскурсий. Студенты на практике должны работать,  фармацевтические компании готовы предоставить им такую работу, если для каждого практиканта совместно с факультетом будет разработан четкий план с перечнем навыков, которые должны быть приобретены во время практики и критериев их оценки.

Готовность принимать студентов для прохождения качественной производственной практики выразили представители Научного центра противоинфекционных препаратов, фармацевтического завода «Глобал Фарм», производственного участка ТОО «Vivapharm», Алматинского филиала центра судебной медицины, КП «Кызыл-май», ТОО «ФитОлеум», ТОО «Жанафарм», ТОО «Nobel».

Необходимо подчеркнуть, что работодатели являются потребителями образовательных услуг, и поэтому должны принимать активное участие в определении квалификационных требований к выпускникам фармацевтических вузов.              

С начала 2011-2012 учебного года Учебный департамент и Комитет по образовательным программам фармации провели ряд мероприятий:

— разработка плана основных мероприятий по реализации стратегии развития фармацевтического  факультета на 2011-2012 учебный год;

— составление РУП, КЭД, расписаний для магистрантов и докторантов по специальностям  «Фармация» и «Технология фармацевтического производства»;

— формирование перечня практических навыков для  Центра практических навыков по специальности «Фармация»;

— разработка УМКД для магистрантов и докторантов 1 курса по специальности магистратура 6М074800 «Технология фармацевтического производства»; для  магистрантов 1, 2 курсов по специальности «Фармация»;

—  разработка образовательных  программ   по исследовательской практике  для магистрантов 2 года обучения в рамках академической мобильности по модулям «Фармацевт-менеджер», «Фармацевт-аналитик», «Фармацевт-фармакогност», «Фармацевт-технолог».

— подготовка образовательных программ для магистратуры по специальностям «Фармация» и «Технология фармацевтического производства».

 

2. Международное сотрудничество:

В настоящее время начата работа по приглашению визитинг-лекторов из-за рубежа, которые выступили перед нашей аудиторией студентов и преподавателей с открытыми лекциями, с организацией  мастер-классов по вопросам актуальной фармации и современных образовательных технологий. Так, были проведены лекций  следующих «визитинг – профессоров»:

— проф. Молохова  Е.И. —  Пермская государственная  фармацевтическая академия – цикл

лекций по биотехнологии;

— доц. Гринцов Е.Ф. – Национальный фармацевтический университет (г.Харьков) – цикл

лекций  по клинической  фармакологии с фармацевтической опекой;

— проф. Махмуджанова  К.С. – Ташкентский фармацевтический институт – цикл лекций и

практических занятий  по космецевтике;

— проф. Прибыткова Л.Н. – Сибирский Государственный медицинский университет (г. Томск) – цикл  лекций  по токсикологической химии;

— проф. A. Михаилевский – Тель-Авивский медицинский университет  (Израиль) – цикл лекций по фармакологии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *