О курсе

Курс фармакогнозии впервые была организована в 1953 году. Первым руководителем кафедры был провизор Беликов – Штомич П.И. В 1954 году был к.м.н., доцент Чудинов В.В., который проработал на этой должности 19 лет. Им был подготовлен один к.фарм.н, доцент Бошко З.И. На этой кафедре работали квалифицированные специалисты, к.м.н., доцент Писарев А.А. За это время через целевую аспирантуру защитили кандидатские диссертации 3 его сотрудника: Доброхотова К.В., Мухаметгалиев А.Г., Мурзагалиев У.М. Доцентом Писаревым А.А. совместно с Доброхотовой К.В. выпущена книга «Целебные растения вокруг нас» (1980 г.) и опубликовано более 50 научных работ. Далее руководил д.фарм.н. Никонов Г.К. За этот период защитили кандидатские диссертации 3 сотрудника кафедры (Бимурзаев А.А., Синицына В.Г. Баймухаметов М.А.). В течение 13 лет кафедрой заведовал квалифицированный специалист к.фарм.н., доцент Мухаметгалиев А.Г. За данный период им с сотрудниками опубликовано более 50 научных работ, получено 2 рационализаторских удостоверения, выпущены учебные пособия. С 1995 по 2001 годы кафедрой заведовала д.фарм.н. профессор Аширматова М.Н. За это время были подготовлены один д.фарм.н. (Махатов Б.К.), 7 к.фарм.н. (Токешова Л.Е., Худайбергенова А.М. и др.) и 2 к.м.н. (Супиева С.Э., Баскакова И.В.). Затем кафедру фармакогнозии объединили с кафедрой фармацевтической химии, во главе которого был назначен профессор Бейсенбеков А.С. Три года с 2008 г. кафедрой фармакогнозии руководила профессор Омарова Р.А, с 1 сентября 2011 г. – доцент Саякова Г.М. В настоящее время к.фарм.н., доцент Саякова Галия Мырзагалиевна является заведующей курсом фармакогнозии. Она в тесном контакте постоянно работает с сотрудниками РГП «Институтом фитоинтродукции и ботаники», ботаническим садом г. Алматы и многими вузами не только отечественного, ближнего, но и дальнего зарубежья.

  1. Цель курса – Всесторонее изучение природного растительного и животного сырья и продуктов их первичной переработки для введения в практику научной медицины. Цели изучения и преподавания дисциплины направлены на формирование у студентов 2 основных компонентов компетенций: универсальных (общих) и предметно-специализированных (профессиональных).
  2. Задачи курса ФГЗ

Демонстрирует знания и понимание:

— основных понятий фармакогнозии, предмета и ее значения для практической деятельности специалиста фармации;

— различий между ботанической, фармакогностической и товароведческой характеристикой растений;

— современной номенклатуры, видов классификаций лекарственных растений и лекарственного сырья растительного и животного происхождения, разрешенных к применению в медицинской практике и для использования в промышленном производстве;

— основных групп БАВ природного происхождения и их физико-химические свойства, основные пути биосинтеза, методов выделения, очистки, качественного и количественного анализа действующих веществ ЛРС

— о местах произрастания и распространении лекарственных растений, применяемых в научной медицине, влияния географических и экологических факторов на накопление БАВ в лекарственных растениях;

— по заготовке лекарственного сырья растительного происхождения, основных заготовительных организации и их функции, общих правил заготовки ЛРС и мероприятий по рациональному использованию, охране и воспроизводству ресурсов лекарственных растений на природных эксплуатационных зарослях;

— методов ресурсных исследований для установления природных запасов и возможных объемов заготовки ЛРС, основы промышленного выращивания ЛР

Применяет знания и понимания на профессиональном уровне:

проводит макроскопический анализ ЛРС, идентифицирует ЛРС и компоненты официальных лекарственных сборов на основе микроскопического анализа;

— определяет подлинность ЛРС разных морфологических групп в цельном, резанном и порошкованном виде, а также в виде брикетов, таблеток и др. форм с помощью определителя;

— распознает примеси сходных видов растений при заготовке, приемке и анализе сырья;

— проводит качественные и гистохимические реакции на основные группы БАВ ЛР и ЛРС, применяет соответствующие методы хроматографии для анализа ЛРС и природных соединений;

— определяет количественное содержание в сырье БАВ, влаги, золы, экстрактивных веществ методами, предусмотренными соответствующей АНД;

— осуществляет заготовку и сушку лекарственного сырья растительного происхождения и его первичную обработку и хранение;

— проводит приемку ЛРС и отбор для анализа в соответствии с НД, проводить статическую обработку и оформление результатов товароведческого анализа.

Формулирует аргументы и решает проблемы:

формулирует собственные выводы в виде рекомендации по рациональной заготовке, прогнозированию сроков и условий хранения лекарственного растительного сырья для сохранения его активности с учетом особенностей химического состава и содержания биологически активных веществ и методу определения ресурсов культивируемого и дикорастущего сырья растительного происхождения;

— формулирует ботанические, фармакогностические и товароведческие характеристики растений;

— формулирует знания современной номенклатуры лекарственного сырья природного происхождения, классификацию лекарственных растений и их названия на латинском, русском, казахском языках

 

  1. Функции — преподавание на квалифицированно-профессиональном уровне фармацевтических дисциплин: фармакогнозия и ботаника.
  2. Основные направления деятельности курса — в научном плане – Исследование отечественного лекарственного растительного сырья и растений, применение в медицине и внедрение в промышленное производство.
  3. Структура подразделения — курс фармакогнозии и ботаники