Фармацевтическому факультету КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова – 60 лет

3 декабря в рамках Дней Университета-2011 состоялась торжественная церемония празднования 60-летия фармацевтического факультета. В честь юбилейной даты была организована Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовательном процессе: интеграция фармацевтической науки и практики».

За это время факультет подготовил свыше 7000 тысяч провизоров, фармацевтов и химиков-технологов для химико-фармацевтической промышленности. Наши выпускники вносят огромный вклад в развитие отечественной фармации и работают сегодня во всех регионах республики, многих странах СНГ и мира.

В 2011 году на факультете обучается 381 студент по специальности «Фармация» и 32 по специальности «Технология фармацевтического производства». В магистратуре 14 человек обучается по специальности «Фармация» и 15 – по специальности «Технология фармацевтического производства», в докторантуре 4 – по специальности «Технология фармацевтического производства».

На сегодняшний день укомплектованность профессорско-преподавательского состава факультета составляет 100%. Подготовка научно – педагогических кадров для фармацевтического факультета осуществлялась путем обучения в аспирантуре и докторантуре в различных крупных научно-педагогических и научно-исследовательских центрах СССР и повышения квалификации сотрудников в институтах и на факультетах повышения квалификации гг. Москвы, Киева, С-Петербурга, Ташкента и Алматы.

Фармацевтический факультет при Казахском государственном медицинском институте был организован в 1951 году Постановлением Правительства Казахской ССР. Факультет, исходя из потребностей практической фармации республики, должен был обеспечивать непрерывную целевую подготовку кадров с высшим фармацевтическим образованием. Предпосылкой для такого решения явилось функционирование 432 аптек и 1552 аптечных пунктов, нескольких мелких фармацевтических производств и фармацевтических отделений медицинских училищ, которые остро нуждались в фармацевтах с высшим образованием. До открытия фармацевтического факультета КазГМИ специалисты для фармации готовились за пределами Казахстана. Подготовка средних фармацевтических кадров в Казахстане до 1951 года осуществлялась в фармацевтических техникумах и училищах, а также на фармацевтических отделениях медицинских училищ, что, естественно, не удовлетворяло растущую потребность в фармацевтах.

Фармацевт (греческое слово «pharmakeutes» – приготавливающий целебные снадобья, лекарства) – специалист с высшим образованием, имеющий право заниматься фармацевтической деятельностью в сфере лекарственного обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

По классификации ВОЗ (1978), специальность фармацевта присваивается лицам, получившим высшее образование на фармацевтических факультетах университетов и в фармацевтических школах. Основная цель фармацевтического факультета университета – подготовка специалистов с высшим фармацевтическим образованием для работы в области фармацевтической практики и науки.

В 50-е годы в начале работы фармацевтического факультета в состав фармацевтического факультета входили всего несколько кафедр: химических дисциплин, общественных дисциплин и специальных фармацевтических дисциплин. Укомплектованность профессорско-преподавательского состава факультета впервые годы функционирования факультета в целом была удовлетворительной. Однако на факультете ощущалась острая нехватка преподавателей по специальным фармацевтическим дисциплинам. К преподавательской деятельности были привлечены опытные специалисты фармацевтической практики. И уже к 1960 году практически все специальные фармацевтические кафедры возглавлялись преподавателями с учеными степенями.

В годы освоения целинных и залежных земель Казахстана заметно выросла численность аптечных организаций. В этот период основным принципом развития и размещения аптечной сети республики был принцип максимальной приближенности лекарственной помощи к населению, особенно проживающему в сельской местности. Поэтому, с 1954 г. прием студентов на фармацевтический факультет увеличился до 100 человек в год, а затем, начиная с 1965 до 1977, прием студентов на факультет неуклонно увеличивался и составил от 150 до 300 человек в год.

В связи с открытием фармацевтического факультета в Шымкентском филиале Алма – Атинского государственного медицинского института с 1982 года государственный заказ на подготовку фармацевтов с высшим образованием на факультет сократился до 150 человек в год, а, начиная с 1992 г. составил от 100 до 50 человек в год.

В период плановой экономики государственный заказ был оправданным, т.к. вся фармацевтическая служба была государственной и выпускники факультета в основном были заняты в различных сферах фармации.

Переход всех отраслей народного хозяйства РК, и в том числе фармацевтической, на рыночные отношения поставил перед высшей фармацевтической школой множество новых задач по подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям, т.к. к 1997 году практически вся аптечная сеть и фармацевтические производства были разгосударствлены и стали частными или акционерными. Сократилось бюджетное финансирование для медицинских вузов. Все эти изменения не могли не отразиться на количественном составе приема студентов на фармацевтический факультет.

В 1937 году в СССР для фармацевтов, выполняющих научные исследования по фармации и защитивших диссертации, были утверждены ученые степени кандидата и доктора фармацевтических наук.

Первым доктором фармацевтических наук в 1967 году стал заведующий кафедрой технологии лекарственных форм Николай Степанович Дубинин. За 60 лет функционирования факультета свыше 20 выпускников стали докторами, более 100- кандидатами наук. Доктора наук: Верменичев С.М., Ушбаев К.У., Дильбарханов Р.Д., Бейсенбеков А.С., Надыров А., Бисенбаев Э.М., Карташов Т.В., Переверзев В.Т., Василенко В.Н., Абдуллин К.А., Оконенко Л.Б., Ушбаева Г.Г., Баймухамбетов А.А., Абдраков Б.К., Кияшев Д.К., Садыков А., Махатов Б., Сагындыкова Б.А., Датхаев У.М., Устенова Г.О., Сакипова З.Б., Келимханова С.Э.

Достойный вклад в развитие и становление фармацевтической науки факультета внесли доктора наук, профессора Дубинин Н.С., Ушбаев К.У., Тулегенова А.У., Дильбарханов Р.Д. и др.

Выпускники факультета работают во всех сферах системы здравоохранения, от разработки, создания и производства лекарственных средств до обеспечения ими населения республики.

Из стен фармацевтического факультета вышли достойные специалисты, которые многие годы возглавляли фармацевтическую службу республики – Субханбердин С.Х., Ушбаев К.У., Рахметова Т.М., Татимова Н.Т., Калекеев Е.К., Абдуллин К.А., Джумадилов А.К., Сорокатый В.М., Рамазанов Н.Р., Джанбабаев А.К., Амангельдин Е.А.; области – Омилаев Н.Е., Першина Л.В., Санатов А., Жуманов К.Ж., Потапов В.М., Кремер А.В., Тусупкалиев, Сералиев Д.Х., Токсанбаев К.Ж., Воронова М.В., Кенжеахметов А.К., Мурзалиев Ж.М., Честных З.С., Абдрахманов Т.А., Буткова Н., Байкенова Г.Б. и многие другие.

В настоящее время выпускник факультета работают на высоких постах государственной службы – Пак Л.Ю. – заместитель директора Департамента контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК, Нуртаев А.И. является генеральным директором РГП Национальный центр экспертизы лекарственных средств и изделий медицинского назначения МЗ РК и др.

Деканами фармацевтического факультета в разные годы были:

1951 – 1953 Самарина Г.И.

1953 – 1964 Ильинский Т.Ф.

1964 – 1974 Ибрагимова Н.Х.

1974 – 1984 Дубинин Н.С.

1984 – 1995 Дильбарханов Р.Д.

1995 – 2000 Тулегенова А.У.

2000 – 2009 Абдуллин К.А.

с 2009 – Датхаев У.М.

 

Учитывая сложившиеся тенденции на фармацевтическом рынке РК, т.е. развивающуюся фармацевтическую промышленность, современную систему управления фармацевтическим сектором здравоохранения, рационализацию применения лекарственных средств, на фармацевтическом факультете введены специальности «Фармация и «Технология фармацевтического производства».

Деятельность фармацевта, обшей практики, складывается из организаторских, технологических и контрольно – аналитических функций. Она включает административно – хозяйственное управление аптечными организациями; обеспечение технологии приготовления лекарственных форм по рецептам врачей и требованиям лечебно – профилактических организаций; осуществление контроля в сфере лекарственного обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Кроме того, фармацевты имеют право работать на различных предприятиях химико – фармацевтической промышленности, в судебно-химических лабораториях, НИИ, вузах и отраслевых организациях различных ведомств.

В настоящее время на фармацевтическом факультете разработана и внедрена в учебный процесс образовательная программа по специальности «Фармация», основанная на 5 компетенцияхкогнитивной, операциональной, коммуникативной, правовой и непрерывного образования.

Следующим направлением, по которому ведется активная работа профессорско-преподавательского состава факультета, является определение последовательности формирования компетенций по уровням обучения выпускника фармацевта.

Распределение компетенций обучающихся по дисциплинам и уровням обучения позволит сформировать образовательную траекторию специальности, реализация которой отражена в образовательной программе. Образовательные программы по специальности «Фармация» определяет компоненты компетенций по каждой дисциплине и по каждому курсу. Составленные в рамках действующего ГОСО с ориентацией на получение определенных компетенций на каждом этапе обучения, образовательная программа определяет выбор элективных дисциплин, который строится по принципу дополнения компетенций, получение которых в полном объеме не обеспечивают дисциплины обязательного компонента.

Для этой цели переработано содержание всех дисциплин путем включения тем самостоятельной работы студентов и разработки новых элективных дисциплин, восполняющих имеющиеся пробелы. Созданы рабочие группы из числа ППС и работодателей для формирования профессиональных компетенций выпускников, разработаны методы оценки профессиональных компетенций выпускников фармацевтического факультета. В учебный процесс внедрены интерактивные методы обучения.

Необходимо отметить, что все нововведения обсуждаются не только с профессорско-преподавательским составом, студентами факультета, но и с научной и фармацевтической общественностью. Ежегодно профессорско-преподавательский состав, студенты магистранты факультета участвуют в проводимых «Днях университета», выступая с докладами по достижениям в научно-исследовательской сфере отрасли. Проводятся круглые столы с работодателями, например, на тему «Стратегия развития фармации – партнерство науки, образования и практики», в которых участвуют десятки специалистов отрасли из различных фармацевтических кампаний, фирм и предприятий. Прошла научно-практическая конференция, посвященная 30-летию первой межбольничной аптеки г. Алматы. Кроме того, в объеме постдипломного образования на факультете имеют возможность повысить свою квалификацию специалисты отрасли. Впервые в 2011 году на конкурсной основе приняты несколько человек из числа выпускников, имеющих хорошие и отличные знания по специальности на должности преподавателей-стажеров.

При помощи образовательной программы формируется образовательная траектория для отдельных специальностей путем обоснованной разработки комплекса элективных дисциплин.

Для управления учебным процессом на факультете расформировали существующие кафедры и создали модули, как это делается на Западе. Все модули закрепили за Департаментом фармации. Разработанная образовательная программа, позволила сформировать направления подготовки специалистов внутри специальности, квалификационная характеристика которой определена в ГОСО специальности «Фармация». Так, предложены образовательные траектории подготовки специалистов по направлениям « Фармацевт-аналитик», « Фармацевт-фармакогност», « Фармацевт-токсиколог», « Фармацевт-технолог», « Фармацевт-менеджер». Кроме того, открыт Центр практических навыков по специальности «Фармация».

В построении индивидуальной образовательной траектории и выборе дисциплин студенту помогает эдвайзер – преподаватель кафедры, в обязанности которого входит представление академических интересов студента перед всеми службами университета. Для этого на факультете была создана служба эдвайзеров из числа профессорско-преподавательского состава, выпускающих кафедр.

В конце учебного года на факультете были проведены выборы преподавателей по предлагаемым дисциплинам. По итогам выбора студентов 2, 3, 4 и 5 курсов был определен рейтинг ряда преподавателей.

Кредитная система обучения предполагает также и академическую мобильность студентов, и преподавателей. В 2010 году в Национальном фармацевтическом университете Украины (г. Харьков) проведена выездная практика 6 студентов 5 курса фармацевтического факультета. Из числа этих студентов одна студентка Тастандиева Алтын была приглашена в Германию для учебы в аспирантуре по специальности «Фармация». А в 2010-2011 учебном году в этот же университет выехали на занятия по дисциплине «Основы технологии лекарств» 9 студентов 3 курса. В осеннем семестре 2011-2012 учебного года на научно-исследовательскую практику выехали 8 магистрантов 2-го года обучения – г. Харьков – 4, и г. Ташкент – 4 человека.

В 2011 году университету для чтения лекций, проведения научных консультаций и мастер-классов зарубежными специалистами и учеными МОН РК выделено около 115 млн. тенге. В начале учебного года к нам приехали профессор Гринцов Е.Ф. (Национальный университет Украины), профессор Махмуджанова К.С. (Ташкентский фармацевтический институт), профессор Молохова Е.И. (Пермская государственная фармацевтическая академия), профессор Прибыткова Л.Н. из Томского медицинского университета РФ. И, в будущем для студентов, магистрантов и докторантов факультеты мы намерены приглашать ведущих мировых ученых фармацевтической науки и практики.

Для проведения качественной учебной и производственной практики студентов учебная нагрузка выведена в почасовой фонд. При этом появилась возможность не только заключать договора с фармацевтическими кампаниями и аптечными учреждениями, но и оплачивать труд их сотрудников по организации производственной практики студентов. Теперь и у наших коллег производственного сектора появился интерес к подготовке нашим вузом качественных специалистов отрасли.

В 2011 году на факультете открыта новая специальность 5В074800 – «Технология фармацевтического производства» и получены лицензии на послевузовскую образовательную деятельность по магистратуре и PhD –докторантуре по специальностям «Фармация» и «Технология фармацевтического производства». Увеличение специальностей и контингента обучающихся студентов, магистрантов и докторантов вызвали необходимость расширения перечня договоров с научно-производственными базами и фармацевтическими предприятиями. Так дополнительно были заключены договоры с «Научным центром противоинфекционных препаратов», ТОО «Кызыл-май», фармацевтической кампанией «Vivapharm» и др. Студенты факультета получают хорошие навыки работы, проходя учебно-производственную практику в крупных аптеках Алматы, в таких фирмах, как ТОО «Никомед», «Эмити Интернешнл», а также на фармацевтических производствах РК. Многих студентов приглашают на работу аптеки и фирмы, где они проходят практику.

Для дальнейшего внедрения кредитной системы образования в 2011-2012 учебном году на факультете предстоит решить задачи по расширению сферы сотрудничества, как с вузами Казахстана, так и с вузами стран ближнего и дальнего зарубежья по развитию внутренней и внешней академической мобильности. Необходимо осуществить сбор материальной поддержки для академической мобильности обучающихся путем привлечения социальных партнеров и работодателей. Дальнейшая разработка интегрированных образовательных программ позволит внедрить двухдипломное обучение на факультете. Основной целью внедрения образовательных программ является подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего всеми необходимыми для конкретного направления подготовки компетенциями, образование которого соответствует международным стандартам. Дальнейшего развития требует совершенствование материально-технической базы фармацевтического факультета.

 

 

Резолюция

Международной научно-практической конференции

«Инновационные технологии в образовательном процессе: интеграция фармацевтической науки и практики», посвященная 60-летию фармацевтического факультета КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова в рамках «Дни Университета»

Алматы, 03.12.11 г.

В городе Алматы 3 декабря 2011 года была проведена Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовательном процессе: интеграция фармацевтической науки и практики», посвященная 60-летию фармацевтического факультета КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова в рамках «Дни Университета»

Целью и принципиальным отличием конференции явилось участие в ней визитинг-профессоров из ВУЗов-партнеров ближнего и дальнего зарубежья, работодателей – представителей практической фармации, что повлияло на постановку задач, содержание, приглашенных докладчиков, формирование программы, оценку информации и подведение итогов конференции.

В работе конференции приняли участие более 500 человек, в том числе зарубежных гостей, представляющих ведущие ВУЗы ближнего и дальнего зарубежья: представителей школы фармации Университета Миссисиппи (Соединенные штаты Америки), Национального фармацевтического университета (Украина, г.Харьков), Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (Россия, г.Санкт-Петербург), Майкопского Государственного технического университета (Россия, г.Майкоп), Министерства здравоохранения Республики Таджикистан, Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Южно-Казахстанской Государственной фармацевтической академии, Карагандинского Государственного медицинского университета, Казахского Национального технического университета им. К. Сатпаева, Национального центра экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических фирм, городских рецептурно-производственных и внутрибольничных аптек, центра судебной медицины, испытательных лабораторий по стандартизации и сертификации лекарственных средств и ведущих специалистов РК.

Научная программа включала поздравительные приветствия, пленарные доклады, чествование ветеранов фармации, круглый стол по актуальным вопросам фармации.

Конференция констатировала

достигнутые успехи в области отечественной и мировой фармации, состоящие в оценке потребности в информации о лекарственных средствах, специалистов фармации, широком внедрении новых оригинальных отечественных лекарственных средств, внедрении Надлежащих практик (аптечной, производственной и др.) в РК, интегрировании образования, науки и практики, тесном сотрудничестве с работодателями, реализации программ «визитинг-профессоров», «академической мобильности обучающихся и профессорско-преподавательского состава, разработке и внедрении интегрированных образовательных программ, способствующих развитию двудипломного обучения и т.д.

На конференции обсуждены

внедрение инновационных технологий в образовательный процесс; надлежащие практики – философия системы обеспечения качества лекарственных средств; реализация новой образовательной модели фармацевтического образования в Казахском Национальном медицинском университете им. С.Д. Асфендиярова; обеспечение фармацевтической промышленности кадрами нового типа для реализации стратегии правительства РФ «ФАРМА-2020»; фармация Таджикистана: вчера,сегодня, завтра; качество образования и развитие фармацевтического рынка; управление качеством фармацевтической деятельности в аптечных организациях; обзор нормативной базы Республики Казахстан в сфере обращения лекарственных средств и другие вопросы.

 

Конференция определила

– необходимость внедрения в образовательный процесс международных стандартов надлежащих практик;

– развивать взаимное сотрудничество с ВУЗами фармацевтического профиля ближнего и дальнего зарубежья в рамках реализации программ визитинг-профессоров, академической мобильности ППС и обучающихся, выполнении совместных научных исследований и т.д.

– совершенствовать материально-техническую, учебно-методическую базу ВУЗов фармацевтического профиля, в том числе фармацевтического факультета КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова для подготовки высококвалифицированных фармацевтических кадров;

– интегрировать тесное взимодействие системы фармацевтическго образования, науки и практики с целью повышения качества обучения будущих специалистов.

 

Конференция считает приоритетными направлениями дальнейшего совершенствования фармации, повышение ее конкурентоспособности через оптимизацию образовательного процесса путем:

– взаимного сотрудничества с ВУЗами фармацевтического профиля Республики Казахстан ближнего и дальнего зарубежья;

– широкого внедрения международных стандартов качества в фармацевтический сектор РК, в том числе создания фармацевтических кружков качества и др.;

– тесного сотрудничества представителей практической фармации с сотрудниками фармацевтического факультета КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова;

– прохождения обучающих семинаров и тренингов практических работников фармации и обучающихся по вопросам инновационных технологий в образовательном процессе, науке с целью дальнейшего внедрения их в практическую фармацию;

– открытия новых специальностей, востребованных на современном рынке труда;

– увеличения количества образовательных грантов по всем уровням обучения: бакалавриату, магистратуре и Ph-Dдокторантуре;

– академической мобильности студентов, преподавателей, работников практической фармации с целью обмена опытом в страны ближнего и дальнего зарубежья;

– совершенствования материально-технической и учебно-методической базы в ВУЗах;

– совместного участия в научных программах и проектах ученых, представителей фармацевтических предприятий, преподавателей и обучающихся;

– участия профессорско-преподавательского состава в разработке нормативных документов РК;

– открытия фармацевтического музея на фармацевтическом факультете КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова

 

Список организаторов конференции

  1. Фармацевтический факультет Казахского Национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова
  2. Попечительский Совет фармацевтического факультета
  3. Ассоциация фармацевтов и поддержки фармацевтического образования и науки